Открыть ленту Закрыть ленту
A A

Внеочередные выборы президента не исключаются

Интервью
f97d30c95d790c6fe349d7ae7d44cc5b

 

О внутриполитической ситуации в стране «А1+» побеседовал с руководителем фракции АРФД в НС, Вааном Ованнисяном.

 

- Как Вы оцениваете внутриполитическую  ситуацию в стране в свете начавшегося диалога АНК-власть?

 
- Любая власть, оказавшись в трудном состоянии, имеет два выхода: реальные реформы экономики, силовых структур, судов, для утверждения в стране справедливых порядков и их имитация. Сама по себе власть избирает второй путь, потому что первый - болезнен в первую очередь для представителей самой власти и идет на диалог. Все это мы видели в начале 90-х, когда объединенный фронт оппозиции был близок к тому, чтобы добиться отставки Тер-Петросяна, от чего Карабах бы только выиграл, но власти поняли, что реформы гибельны для них и пошли на диалог, вырвали из рядов оппозиции нескольких представителей, дали им должности и тем самым, укрепили свои позиции, расчленив оппозицию. Настал 1994 год, власти вновь оказались на краю гибели. Премьер Хосров Арутюнян тогда сказал, что кризис лишь на 20-22% обусловлен блокадой, а на 78-80% - бездарностью властей и подал в отставку. Снова пошли на диалог. Тер-Петросян создал свой блок в НС, так как понимал, что АРФД одержит на выборах разгромную победу и привлек на свою сторону тогдашнюю РПА. Сейчас роли поменялись. РПА пошла на диалог с этими силами, так как более не может править, не может пойти на реформы, не может ограничить аппетиты своих членов. Все это мы проходили, посмотрим, к чему это приведет. Я участвовал в переговорах с Тер-Петросяном, на предложили 4 портфеля министров, но мы отказались. Те, кто говорят, что мы вошли в коалиции ради должностей, лгут: мы чаще отказывались, чем соглашались, отказали и премьеру Араму Саргсяну.


- То, есть вы исключаете реальные реформы в результате диалога?


- Исключаю. Диалог - способ избежать реформ, способ показать: мы - толерантны, осмотрительны, исполняем требования евроструктур. Годами слышим о реформах, но не видим их.


- Что оппозиция выиграет от диалога?


- То, что выиграла тогда РПА.


- Должности, депутатские мандаты?


- Не хочу строить предположений.


- А внеочередные выборы исключаете?


- Не исключаю, что власть уступит в этом вопросе, уступит и одни из выборов.


- Которые?


- Трудно сказать, я бы сказал, что вначале будут президентские, но это ничего не даст, кроме морального удовлетворения: мы потребовали внеочередные выборы и получили их. Это, правда дает большой политический багаж и власти следует опасаться.


- Вы хотите сказать, президент на внеочередных выборах не сменится?


- На этом пути диалога - нет. Он сменится только в результате общенародного движения, когда народ осознает свою силу и не будет рассчитывать на ту или иную силу.


- Многие партии («третья сила») недовольны тем, что оказались вне игры. Вы замечали подобное?


- Это - одна из целей диалога. Создать иллюзию, что помимо этих двух сил ничего и нет. То же самое было и до выборов 2008 года: они заполонили собой экраны. В итоге произошло 1 марта и процесс продолжается по сей день. Эти две силы, помогая друг другу, пытаются утвердить свою монополию. Они происходят из одного корня. Их образ действий идет из СССР. Все делается, чтобы показать: альтернативы данной линии нет. В действительности, никакой разницы нет, будет президентом Левон Тер-Петросян или Серж Саргсян. Альтернатива была в первые годы президетства Кочаряна, но ее задавили.


- Не поясните, кто задавил?


- Нет. Понимающему - достаточно.


- Говорят, что с началом диалога Кочарян утратил почву для возвращения, что скажете по этому поводу?

 
- Не люблю делать выводов на основе мнений, высказанных в прессе. Я не вижу со стороны Кочаряна попыток вернуться в политику и не вижу отчаянных попыток помешать этому. Если бывший президент озабочен положением в стране - это нормально . Ненормально, что оно не заботит власть.

 
- Готова ли сегодня АРФД к участию во внеочередных выборах?


- Могут быть форс-мажорные ситуации, заговоры, но каждая политическая сила должна быть готова к подобному повороту.

Беседовала Диана Маркосян